Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16

Тел. 64-24-05

E-mail: sch16@tagobr.ru

+ - Сброс
  • Главная
  • Школьный театр "Радуга"
  • Дистанционное обучение
  • Коронавирус COVID-19
  • Лента новостей
  • Социальный сертификат дополнительного образования
  • Межшкольное партнерство
  • Профминимум
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
    • Платные образовательные услуги
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность
      • Доступная среда
        • Доступная среда
        • Сопровождение обучающихся с ОВЗ
        • Информационно-методические материалы
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность
    • Организация питания
      • Льготное питание
      • Меню
      • Родительский контроль
      • Программа производственного контроля
      • Горячие линии
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Информация об объеме образовательной деятельности
      • Информация о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств
      • План финансово-хозяйственной деятельности
      • Иные документы
    • Вакантные места для приема
    • Международное Сотрудничество
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Штаб воспитательной работы
  • Благоприятная образовательная среда
  • РДДМ "Движение первых"
  • Кибердружина
  • Профилактика и безопасность
  • Наставничество
  • О школе
    • Школьная символика
    • История школы
    • План работы школы
    • Сопровождение обучающихся
  • Государственная итоговая аттестация
    • Общие вопросы
    • Информационные материалы ЕГЭ
    • Общественные наблюдатели
  • Модернизация образования
  • Профсоюзный комитет
    • Общая информация
    • Все новости
  • Стоп! Коррупция
  • Телефон доверия
  • Родительский всеобуч
  • Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования
  • Педагогический коллектив
    • Педагогический коллектив
    • Достижения
    • Методические разработки
  • Наши ученики
    • Контингент обучающихся
    • Достижения учащихся
    • Результаты олимпиад и конкурсов
    • Фотоальбом
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Инновационная деятельность
    • ОПК
    • 2006 - 2010 г.г.
    • 2010 - 2013 г.г.
    • 2013 - 2016 г.г.
    • 2016-2019гг.
    • 2020 - 2022г.г.
  • ГО и ЧС
  • Музей боевой и трудовой славы
    • Основные сведения
    • Патриотическое воспитание подростков
    • Проекты
    • Фотоальбом
    • Бессмертный полк
  • О, спорт
    • Готов к труду и обороне
    • Школьный спортивный клуб "Чемпион"
  • Классное руководство
  • Информационная безопасность
    • Нормативные документы
    • Документы школы
    • Методические рекомендации педагогам
    • В помощь родителям
    • Для вас, ребята
  • Библиотека
    • Информационное обеспечение образовательного процесса
    • Видеотека
    • Медиатека
    • Учебная литература
    • Полезные сайты
    • Внеклассное чтение
  • Внеурочная и досуговая деятельность
    • Проект «Школе № 16 – шестнадцать культурных потрясений»
  • Актуальная информация
    • Телефоны горячих линий
    • Разное
  • Контакты
  • Почта доверия. Задать вопрос
    • Почта доверия
  • Ответы на вопросы
  • Главная
  • Школьный театр "Радуга"
  • Дистанционное обучение
  • Коронавирус COVID-19
  • Лента новостей
  • Социальный сертификат дополнительного образования
  • Межшкольное партнерство
  • Профминимум
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
    • Платные образовательные услуги
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность
      • Доступная среда
        • Доступная среда
        • Сопровождение обучающихся с ОВЗ
        • Информационно-методические материалы
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность
    • Организация питания
      • Льготное питание
      • Меню
      • Родительский контроль
      • Программа производственного контроля
      • Горячие линии
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Информация об объеме образовательной деятельности
      • Информация о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств
      • План финансово-хозяйственной деятельности
      • Иные документы
    • Вакантные места для приема
    • Международное Сотрудничество
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Штаб воспитательной работы
  • Благоприятная образовательная среда
  • РДДМ "Движение первых"
  • Кибердружина
  • Профилактика и безопасность
  • Наставничество
  • О школе
    • Школьная символика
    • История школы
    • План работы школы
    • Сопровождение обучающихся
  • Государственная итоговая аттестация
    • Общие вопросы
    • Информационные материалы ЕГЭ
    • Общественные наблюдатели
  • Модернизация образования
  • Профсоюзный комитет
    • Общая информация
    • Все новости
  • Стоп! Коррупция
  • Телефон доверия
  • Родительский всеобуч
  • Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования
  • Педагогический коллектив
    • Педагогический коллектив
    • Достижения
    • Методические разработки
  • Наши ученики
    • Контингент обучающихся
    • Достижения учащихся
    • Результаты олимпиад и конкурсов
    • Фотоальбом
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Инновационная деятельность
    • ОПК
    • 2006 - 2010 г.г.
    • 2010 - 2013 г.г.
    • 2013 - 2016 г.г.
    • 2016-2019гг.
    • 2020 - 2022г.г.
  • ГО и ЧС
  • Музей боевой и трудовой славы
    • Основные сведения
    • Патриотическое воспитание подростков
    • Проекты
    • Фотоальбом
    • Бессмертный полк
  • О, спорт
    • Готов к труду и обороне
    • Школьный спортивный клуб "Чемпион"
  • Классное руководство
  • Информационная безопасность
    • Нормативные документы
    • Документы школы
    • Методические рекомендации педагогам
    • В помощь родителям
    • Для вас, ребята
  • Библиотека
    • Информационное обеспечение образовательного процесса
    • Видеотека
    • Медиатека
    • Учебная литература
    • Полезные сайты
    • Внеклассное чтение
  • Внеурочная и досуговая деятельность
    • Проект «Школе № 16 – шестнадцать культурных потрясений»
  • Актуальная информация
    • Телефоны горячих линий
    • Разное
  • Контакты
  • Почта доверия. Задать вопрос
    • Почта доверия
  • Ответы на вопросы

Проекты

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С НИЗКИМ УРОВНЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Г.К.Гусаров, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16,

И.К.Бохан, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16,

О.В.Кудрина, заместитель директора по ВР МОБУ СОШ № 16

г.Таганрог Ростовской области

Школа № 16 г. Таганрога – уникальное общеобразовательное учреждении. В школе обучаются подростки 5-9-х классов специального (коррекционного) обучения, пришедшие по направлению городской ПМПК, и  учащиеся 8-11 заочных классов.

Обучающиеся специальных (коррекционных) классов – это  подростки с задержкой психического развития, физически и соматически ослабленные, с низкой работоспособностью и частичным отставанием в развитии высших психических функций, с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Большая часть обучающихся демонстрирует девиантное (отклоняющееся от нормативного) поведение. Они уже имеют негативный жизненный опыт, маргинальные установки, им свойственен правовой нигилизм. Зачастую это дети из неблагополучных семей, в которых они не находят поддержки, образца для подражания, духовно-нравственных установок. Подросткам свойственны отсутствие навыков труда или неприятие труда вообще, что порождает потребительскую позицию.

Учитывая специфику контингента обучающихся, возникает необходимость решения специфических задач: социализация подростков, изменение у них негативного отношения к труду, включение обучающихся  в трудовой процесс, формирование духовно-нравственной личности.

Педагогический коллектив школы решает эти задачи в статусе областной инновационной площадки по теме: «Поисковая деятельность как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального образовательного учреждения».

Отсутствие общепринятого и доступного для трансляции опыта развития духовно-нравственного потенциала детей с девиантным поведением делает необходимым  разработку новых подходов, апробацию новых методов работы и  научную интерпретацию полученных данных.

Школа в организации поисковой работы ставит перед собой цель: социализация подростков с помощью исторической поисковой деятельности. Под поисковой деятельностью понимается целенаправленная деятельность, имеющая относительно жесткие алгоритмы выполнения  и  широкую вариативность технологического решения. Объектами поисковой деятельности выступают события, явления, факты социальной действительности, несущие в себе возможности изменения духовной сферы подростков в связи с культурой и традициями нашей Родины.

Зона поиска: исследование исторических материалов, связанных с событиями времён Великой Отечественной войны на территории Ростовской области.

Составляющие этапы поисковой деятельности:

  • археологический;
  • исследовательский.

Школа не имеет Открытого листа и в соответствии с Российским законодательством раскопки, собирательство материалов производит в верхнем пахотном слое, зоне обвалов, обрывов.

В силу специфики контингента в начале поисковой деятельности преобладает археологический этап.

Задачи археологического этапа:

  1. Появление новой зоны интересов обучающихся.
  2. Сплочение подростков, формирование способности работать в команде.
  3. Изменение асоциальных стереотипов путём включения подростков в трудовой процесс.
  4. Расширение кругозора.
  5. Пробуждение нравственных чувств при помощи ролевой идентификации.

Задачи исследовательского этапа:

  1. Овладение историческими знаниями, универсальными учебными действиями (УУД), и, как следствие, повышение мотивации к обучению.
  2. Принятие этнокультурных традиций, воспитание гражданской идентичности.
  3. Развитие волевых качеств личности.

Способы организации поисковой деятельности

Поисковая деятельность началась в 2011-2012 учебном году на базе школьного военно-патриотического кружка «Память». В рамках кружка подростки стали изучать события Великой Отечественной войны в Таганроге. Этому способствовали поиск литературы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, знакомство с историей страны  на примерах их судеб. Традиционные формы работы кружка недостаточно эффективно решали вопросы социализации подростков и активизации их познавательной деятельности.

Педагоги мотивировали учащихся заняться археологической поисковой деятельностью и включили их в познавательный процесс на родном материале. Подростки получили элементы специальных знаний. Перед началом поисковой работы в полевых условиях  происходил выбор шанцевого инструмента и фиксирующей аппаратуры, с  обучающимися  обговаривались правила поведения, проводился инструктаж. Планирование деятельности на местности включало в себя изучение карты местности, разведку местности и разбивку её на квадраты. При сборе полевого материала происходило фиксирование места находки и определение его на карте.

Во время сбора материалов у обучающихся проявился интерес к работе, азарт, усталость.  Строгая дисциплина и стремление к преодолению трудностей способствовали формированию волевых качеств личности. В период совместной работы появились элементы коллективизма.

Учитель и ученики находились в неформальной обстановке, подростки наблюдали искреннюю заинтересованность взрослого, проявление гражданской позиции учителя. Активное привлечение  «трудных» подростков к участию в этой работе способствовало воспитанию патриотизма и гражданского долга у подрастающего поколения.

Весь собранный материал поступил в фонд школы.  Оценка находки проводилась педагогом на месте с позиции исторической значимости, а не рыночной стоимости. Историческая ценность находки ученика определяла для него значимость события.

Началась плодотворная деятельность по созданию Музея боевой и трудовой славы, руководителем которого является заместитель директора по учебно-воспитательной работе Г.К.Гусаров, военный в отставке, участник боевых действий, имеющий педагогическое образование. Это побудило подростков заниматься серьезным, взрослым делом. Занимаясь в военно-патриотическом кружке «Память», подростки совместно с учителями истории, русского языка и литературы, заведующей школьной библиотекой активизировали сбор материалов: фотодокументов, биографических рассказов, личных вещей родственников, раритетов времён Великой Отечественной войны и советского периода истории Таганрога.

Зона развития: духовно-нравственное развитие подростков, их этнокультурное самоопределение.

В июне 2013 года участники школьного трудового отряда совместно с учителями технологии собрали в экспозиции музея макет блиндажа в натуральную величину, максимально приблизив внутреннюю обстановку к  военному времени, создав атмосферу достоверности и погружения обучающихся в действительность определенного исторического периода.

При создании блиндажа обучающиеся были вовлечены в поисковую деятельность. Подростки узнавали: Что такое блиндаж? Как располагались предметы обихода и  военная амуниция? Чем отличался советский блиндаж от немецкого? Часть материалов, собранных во время раскопок, была использована для создания экспозиции. Школьники воочию смогли увидеть элементы реконструкции атрибутов солдатской жизни: грубо сколоченные деревянный стол и лавку,  алюминиевую кружку, котелок, немецкие трофейные часы, печку-буржуйку, артиллерийскую буссоль.

На этапе реконструкции сложилось ядро детского объединения, создалась среда для появления новых лидеров, отличающихся большей ответственностью и трудолюбием, лучше других ориентирующихся в музейном материале. Подростки работали в коллективе, провоцировали  интерес у других учащихся, мотивировали окружающих детей.

На заключительном этапе у обучающихся появилась потребность в новых знаниях. Встал вопрос о сохранении найденных артефактов, о необходимости добывания специальных знаний о чистке, содержании экспонатов, классификации, описании и определении их места в музее. Происходило определение исторической значимости находок. При работе с историческими фактами материалы систематизировались и оформлялись как единицы хранения. Подростки стали задумываться о ценности и значимости этой работы. С направляющей помощью учителя у них развивается  интерес к самостоятельному добыванию знаний.

Зона межпредметных связей: появилась необходимость в дополнительных знаниях по химии, истории, русскому языку и литературе, географии.

В этом учебном году продолжилась поисковая работа по сбору материалов для школьного Музея боевой и трудовой славы. Важным аспектом явилось привлечение подростков к трудовому процессу. Подключились семьи. Учащиеся воспринимали создание музея как значимое дело. Создалась личностная связь: Учитель – Ученик. У подростков появилась значимая связь: Я – Родина, ценностная связь: Я – семья – Родина.

Результаты  поисковой деятельности:

  • появились положительные лидеры в подростковой среде;
  • сформировалась способность работать в команде;
  • проявились качества личности: любознательность, ответственность, дисциплинированность, работоспособность;
  • повысился уровень адаптивности подростков;
  • расширился круг потребности  в социальной деятельности, социальном признании;
  • увеличился объём знаний о событиях Великой Отечественной войны;
  • проявилась гражданская позиция и понимание гражданской идентичности;
  • изменилось отношение к труду;
  • повысилась мотивации к обучению.

Поисковая деятельность включает в себя эмоциональную и психологическую составляющие, является эффективным средством социализации и коррекции девиантного поведения, открывает новые перспективы для подростков. Опыт ведения раскопок показал, что в пахотном слое встречаются исторически-ценные относительно редкие находки.

Дальнейшие перспективы:

в связи с опасностью раскопок в районе Миус-фронта изменить объекты поиска:

  • предложить выход на другие многоуровневые исторические эпохи;
  • переориентировать подростков на этнокультурные особенности региона;
  • наметить новые объекты поиска: прибрежная полоса, обрывы.

Таким образом, в школе созданы условия для самовыражения обучающихся в поисковой, познавательной, коммуникативной, трудовой, творческой деятельности, дана возможность подросткам, имеющим проблемы в социализации и обучении, достигнуть значительных успехов.

347930 г. Таганрог, Площадь Мира, 6-а

Тел/факс: 8(8634) 64-24-05, 64-23-73

e-mail: sch16@tagobr.ru

Top
Copyright © Custom footer copyright 2025 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com
Проекты